ua en ru

Мариуполь на пороге повторного срыва выборов

Мариуполь на пороге повторного срыва выборов Принятый депутатами законопроект не устранил причины срыва выборов в Мариуполе и Красноармейске 25 октября

Верховная Рада законопроектом Сергея Таруты №3371-1 назначила выборы в Мариуполе и Красноармейске на 29 ноября 2015 г. Таким образом, второй тур выборов мэра в этих городах может пройти уже 20 декабря. В то же время в Мариуполе и Красноармейске может не состояться ни первого, ни второго тура выборов, так как принятый законопроект не устраняет причины, по которым они были сорваны.

Верховная Рада законопроектом Сергея Таруты №3371-1 назначила выборы в Мариуполе и Красноармейске на 29 ноября 2015 г. Таким образом, второй тур выборов мэра в этих городах может пройти уже 20 декабря. В то же время в Мариуполе и Красноармейске может не состояться ни первого, ни второго тура выборов, так как принятый законопроект не устраняет причины, по которым они были сорваны.

Напомним, 25 октября не состоялось голосование в Мариуполе и Красноармейске из-за того, что бюллетени были напечатаны с нарушением избирательного законодательства. Таким образом избирательный процесс в этих городах был прерван. Центральная избирательная комиссия дважды распускала ТИК в Мариуполе, один раз в Красноармейске. В конце концов ЦИК в начале ноября обратился к парламенту с просьбой назначить голосование в Мариуполе и Красноармейске на 15 ноября, но на прошлой пленарной неделе (4-7 ноября) Рада так и не проголосовала ни за один из законопроектов, подготовленных нардепами.

В начале этой пленарной недели стало понятно, что успеть подготовить голосования в Мариуполе и Красноармейске на 15 ноября не удастся. Согласно подготовленному народным депутатом Сергеем Тарутой (внефракционный) законопроекта, средства на печать бюллетеней от правительства в ЦИК должны поступить в течение трех рабочих дней со дня вступления закона в силу.

Таким образом, если законопроект был бы принят 10 ноября, а голосование назначено на 15 ноября, то в этот день избирательные участки снова могли бы остаться без бюллетеней. Сумму, необходимую для завершения избирательного процесса в этих городах, ЦИК оценил в 5 млн грн.

Поэтому в конце прошлой и начале этой недели депутаты заговорили о том, что в законопроект Таруты во время его рассмотрения будет внесена с голоса поправка о том, чтобы датой голосования определить 22 или 29 ноября. Наконец после консультаций спикера Владимира Гройсмана с лидерами парламентских фракций и групп было принято решение остановиться на дате 29 ноября, что и было проголосовано.

Кроме того, если в Мариуполе кандидат в мэры не получит поддержки более 50% избирателей, то в этом городе через три недели, 20 декабря, состоится второй тур выборов городского головы. В то же время в Красноармейске не предусмотрено второго тура выборов мэра, поскольку в городе проживает менее 90 тыс. избирателей.

Не помешает добавить, что за законопроект Таруты в целом не голосовали фракции "Самопомич" (только 1 голос) , Радикальной партии (0 голосов) и "Батькивщины" (0 голосов), которые требовали назначения в Мариуполе новых выборов. В свою очередь кроме "Блока Петра Порошенко" (БПП) и "Народного фронта" его поддержали "Оппозиционный блок", "Воля народа" и "Видродження".

Отметим, что ранее, заместитель председателя фракции БПП Игорь Кононенко уверял журналистов, что голосование за законопроект не произойдет, если он не будет поддержан всеми фракциями коалиции.

Законопроект Сергея Таруты был зарегистрирован в парламенте в последним. Он является альтернативным законопроекту №3371, зарегистрированному Юрием Бойко и еще шестью нардепами. В законопроекте Таруты всего две статьи: в одной говорится о дате голосования, а в другой - о том, что избирательные бюллетени изготавливаются Центральной избирательной комиссией. В этом законопроекте нет никаких положений, которые бы предотвратили повторный срыв выборов в Мариуполе и Красноармейске.

Фактически законопроект Таруты - это документ разового действия, который не только не устраняет причины срыва выборов в этих городах, но также не предотвращает срыв избирательного процесса при похожих обстоятельствах в других городах в будущем. Напомним, что перечень причин из-за которых выборы можно было бы признать несостоявшимися, согласно действующему закону не включает печать бюллетеней с нарушением избирательного законодательства.

В то же время закон обратного действия не имеет, и поэтому, если бы депутаты внесли изменения в закон о местных выборах и расширили перечень оснований, то они не должны были бы касаться случаев в Мариуполе и Красноармейске. Поэтому ни одно из предлагаемых депутатами от разных фракций решений в этой ситуации не было бы юридически правильным.

Итак, принятый парламентом законопроект только частично решает ситуацию, фактически переносит дату голосования, но совершенно не дает гарантий того, что выборы в этих городах не будут сорваны по каким-то других причинам. Теперь печатью бюллетеней займется непосредственно ЦИК, но это никоим образом не гарантирует того, что не произойдет других нарушений. Перед тем, как обратиться к парламенту с просьбой назначить голосование на 15 ноября, Центризбирком распустил тамошние избирательные комиссии. Но стоит напомнить, что еще в начале октября ЦИК распускал Мариупольский ТИК, однако это не предотвратило срыва избирательного процесса.

В то же время ситуация в Мариуполе и Красноармейске является крайне напряженной. В день, когда в парламенте назначили выборы в этих городах, в здании Рады было неспокойно. Активисты, которые приехали из Мариуполя, просто набросились на нардепа Таруту с криками: "Зачем вы это сделали? Это измена! В избирательных комиссиях остались те же люди". Сергей Тарута сначала оправдывался, а затем спешно покинул здание парламента.

Вместе с тем, если бы депутаты решили заново запустить избирательный процесс в этих городах, то это заняло бы не три недели, а как минимум два месяца, согласно закону о местных выборах. Еще одним выходом из ситуации могло бы быть подчинения этих городов военно-гражданским администрациям.

"Их можно было бы подчинить военно-гражданским администрациям, но из-за большого количества населения в них наши западные партнеры настояли на том, чтобы местные выборы там состоялись", - рассказал РБК-Украина один из нардепов от БПП.

Кроме всего прочего, ситуация в Мариуполе показала несовершенство нового закона о местных выборах. Депутаты просто обязаны не только "разрубить Мариупольский узел", но предотвратить такие ситуации на местных выборах в будущем. Для этого надо внести изменения в закон "О местных выборах" и расширить перечень оснований, по которым выборы можно признать не состоявшимися. Кроме того, депутаты должны подумать о том, действительно ли печатью бюллетеней должны заниматься территориальные избирательные комиссии, ведь нарушение закона в этой части произошли не только в Мариуполе, но и в других городах Украины.